Россия и КНДР договорились не поддерживать односторонние санкции

Россия и КНДР договорились не поддерживать односторонние санкции

Дом Дружбы России и КНДР. Архивное фото

РФ и КНДР условились не поддерживать односторонние принудительные меры против друг друга, если они введены третьей стороной, говорится в договоре о всеобъемлющем стратегическом партнерстве двух стран, документ размещен на сайте официального опубликования правовых актов.

«Стороны противодействуют применению односторонних принудительных мер, в том числе экстерриториального характера, и считают их введение незаконным и противоречащим Уставу ООН и нормам международного права», — говорится в документе.

Согласно договору, «стороны координируют усилия и взаимодействуют в целях поддержки многосторонних инициатив, направленных на исключение практики применения таких мер в международных отношениях». Кроме того, стороны гарантируют неприменение односторонних принудительных мер, направленных прямо или косвенно на одну из сторон, ее физических и юридических лиц или их собственность, товары, услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности.

«Стороны воздерживаются от присоединения к односторонним принудительным мерам или поддержки таких мер любой третьей стороны, если такие меры затрагивают или направлены прямо или косвенно на одну из сторон, физических и юридических лиц такой стороны или их собственность, находящуюся под юрисдикцией такой третьей стороны, товары, происходящие из одной стороны, предназначенные для другой стороны, и (или) работы, услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, предоставляемые поставщиками другой стороны», — добавляется в договоре.

Россия и КНДР в ходе визита российского лидера Владимира Путина в Пхеньян 18-19 июня заключили договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, четвертая статья которого предполагает, что если одна из сторон подвергнется вооруженному нападению со стороны какого-либо государства или нескольких государств и окажется в состоянии войны, то другая сторона незамедлительно окажет военную и иную помощь всеми имеющимися в ее распоряжении средствами в соответствии со статьей 51 Устава ООН и согласно законодательству РФ и КНДР. Кроме того, согласно восьмой статье, стороны создают механизмы по проведению совместных мероприятий в целях укрепления обороноспособности, в интересах предотвращения войны и обеспечения регионального и международного мира и безопасности.

Девятого ноября закон о ратификации нового договора был подписан российским президентом, а 11 ноября документ был ратифицирован указом лидера КНДР Ким Чен Ына. Новое соглашение призвано заменить базовый договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Россией и КНДР от 9 февраля 2000 года, оно должно было вступить в силу после обмена ратификационными грамотами.

Ранее, выступая в ходе рассмотрения вопроса о ратификации договора в российском парламенте, замглавы МИД РФ Андрей Руденко отмечал, что содержание статьи 4, предусматривающей оказание взаимной военной помощи, «явно свидетельствует о том, что договор носит оборонительный характер, не направлен против безопасности третьих стран, нацелен на поддержание стабильности в регионе Северо-Восточной Азии». Он указывал, что обновление договорно-правовой базы является законной мерой, «призванной купировать множащиеся региональные и глобальные угрозы со стороны коллективного Запада во главе с США». По словам замминистра, новый договор «не носит конфронтационного характера, не представляет угрозы другим государствам и не нарушает архитектуры безопасности в Северо-Восточной Азии», поскольку «не предусматривает формирование военного союза».

Президент РФ Владимир Путин, в свою очередь, отмечал, что договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве с КНДР содержит статью об оказании военной помощи, но что Россия и КНДР будут делать в рамках этой статьи — это дело двух государств. Путин также подчеркивал, что в Москве никогда не сомневались, что северокорейское руководство относится к совместным договоренностям серьезно.