Лояльность на дистанции

Лояльность на дистанции

Лояльность на дистанции

Полина Смородская о том, как избавить годовые собрания от наплыва акционеров

Газета «Коммерсантъ» №66 от 15.04.2021, стр. 7

Карантин ускорил перевод финансовых услуг в электронный формат, открытие брокерского счета не выходя из дома сегодня никого не удивляет. Это, в частности, способствовало быстрому росту в России числа розничных инвесторов, которых уже более 11 млн человек. А значит многократно увеличилось количество акционеров публичных российских компаний, для которых проводят годовые общие собрания.

До прошлогоднего карантина, вызванного пандемией коронавируса, такие собрания проводились только в очной форме. Другими словами, эмитент должен был как минимум арендовать помещение и обеспечить прибывших раздаточными материалами (буклетами, бюллетенями и т. п.). По сложившейся практике этим эмитенты не ограничивались и, чтобы сохранить лояльность акционеров, прежде всего физлиц, обеспечивали их едой и небольшими подарками. Присутствуя на одном таком годовом собрании, я наблюдала, как группа акционеров сравнивала, у какой компании фуршет лучше, где дарили календари или флешки.

В прошлом году власти временно разрешили проводить годовые собрания в заочной форме. Однако уже в ближайшем будущем эмитенты будут просто вынуждены внедрять электронное голосование (e-voting), чтобы банально сэкономить.

По словам одного моего знакомого, у крупных эмитентов бюджет на еду и подарки на годовом собрании варьируется в пределах 0,5–3 млн руб.

По подсчетам одного из эмитентов, питание плюс самый простой раздаточный материал (блокнотик / ручка / пакетик) обходится в 1,3–1,4 тыс. руб. на человека, а если добавить к этому флешку, то еще 300 руб. И это без учета аренды помещения, обеспечения безопасности проведения собрания, распечатки всех материалов и работы сотрудников.

Как же с учетом нового формата сохранить лояльность акционеров и обеспечить «присутствие» их необходимого количества? По мнению одного из регистраторов (организуют собрания акционеров), ответ лежит на поверхности: надо воспользоваться всем тем, что в ходу для привлечения клиентов и обеспечения их лояльности в других сферах,— бонусы, кэшбэки, различные подписки. Можно устраивать и лотереи с выигрышами ценных и не очень призов.

И первопроходец уже появился. Московская биржа предложила акционерам (всего 190 тыс. физлиц и 1 тыс. юрлиц) при участии в годовом собрании через сервис e-voting получить «промокод на бесплатные налоговые консультации на один год» и 0,5% к начальной сумме депозита, открытого на маркетплейсе «Финуслуги».

Интересно будет наблюдать в ближайшее время за изобретательностью маркетинговых подразделений других эмитентов, особенно из более приближенных к реальной жизни областей, например металлургии или транспорта.