Рукава для шланголиний для перекачки топлива

Рукава для шланголиний являются важным элементом как внутри систем передачи топлива, так и при перекачке между элементами этих систем. Они обеспечивают надёжное и безопасное соединение между различными компонентами: транспортные средства всех типов, резервуарные парки постоянного и временного хранения хранения топлива (в т.ч. буферные емкости и полевые склады горючего), насосно-перекачивающие системы, узлы очистки и учета В этой статье мы рассмотрим основные типы рукавов для шланголиний, их характеристики и применение.

Особенности шлангов для нефтепродуктов

Рукава для перекачки нефтепродуктов должны быть изготовлены из специальных материалов, устойчивых к воздействию агрессивных сред и способных выдерживать высокое давление. Внутренний слой может изготавливаться из различных полимеров, компаундов и композиционных материалов на их основе (маслобензостойких синтетических каучуков, полиуретана, прочих эластомеров которые обладают устойчивостью к воздействию продуктов нефтепереработки, таких как бензин, минеральные масла, дизель и антифриз).

Выделяют и рукава специального назначения, например рукава для авиатоплива — разработаны для подачи авиационного топлива под давлением. Они имеют внутренний слой из маслобензостойкой резины или полиуретана, высокопрочное армирование из синтетических волокон и стальной проволоки, а также полимерный токопроводящий слой или оснащаются медными проводниками для сброса статики на заземляющие элементы. Наружный слой — антистатическое и огнестойкое покрытие.

В зависимости от конкретных условий эксплуатации выбирают соответствующие типы рукавов:

  • Напорные рукава — предназначены для подачи нефтепродуктов под избыточным давлением.

  • Напорно-всасывающие рукава — используются для перекачки нефтепродуктов как под избыточным давлением, так и в во всасывающих системах с разряжением вплоть до 0,9 бар. Отличительной особенностью является наличие металлической или полимерной армирующей спирали.

Номинальное рабочее давление и номинальный рабочий диаметр подбираются исходя из требований к производительности шланголинии.

Преимущества шлангов для перекачки нефтепродуктов

Шланги для перекачки нефтепродуктов обладают рядом преимуществ, которые делают их удобными в использовании:

  1. Легкость подключения и отключения. Благодаря специальным быстроразъёмным соединениям (БРС), таким как гидравлические или пневматические БРС, можно быстро и надёжно подсоединить или отсоединить рукав к оборудованию или трубопроводу.

    Быстроразъёмные соединения обеспечивают герметичность и надёжность соединения, что особенно важно при работе с горючими и взрывоопасными веществами. Кроме того, использование БРС позволяет значительно сократить время на монтаж и демонтаж шлангов, что повышает эффективность работы и снижает риск возникновения аварийных ситуаций.

  2. Устойчивость к агрессивной среде. Внутренний слой шланга изготовлен из специального материала, который способен выдерживать воздействие продуктов нефтепереработки, таких как бензин, минеральные масла, дизель и антифриз.

    Это обеспечивает долговечность и надежность шлангов в процессе эксплуатации, а также предотвращает коррозию и износ внутренних элементов. Устойчивость к агрессивной среде делает шланги идеальным выбором для транспортировки и перекачки различных видов топлива, обеспечивая безопасность и эффективность работы.

  3. Наличие элементов сброса статического заряда. Наличие токопроводящего слоя и/или токосъемных стренг обеспечивает равномерное распределение заряда и предотвращает точечное накопление статического электричества на поверхности шланга и сброс его на заземляющие элементы систем. Это обеспечивает безопасность и стабильность работы системы, предотвращая возникновение искр и возможность возгорания. Использование шлангов с антистатическим слоем особенно актуально при работе с легковоспламеняющимися жидкостями, такими как бензин, дизельное топливо и другие виды нефтепродуктов. Таким образом, применение антистатических шлангов обеспечивает дополнительную защиту и повышает уровень безопасности при перекачке и хранении нефтепродуктов.

  4. Простота замены. В случае износа или повреждения шланга его можно легко заменить, не прибегая к сложным ремонтным работам или замене всей системы трубопроводов. Благодаря использованию быстроразъёмных соединений (БРС) и других соединительных элементов, замена шланга происходит быстро и без дополнительных затрат. Это позволяет существенно сократить время простоя оборудования и повысить общую эффективность работы системы перекачки топлива.

Типы рукавов для перекачки нефтепродуктов

  1. Напорные рукава для перекачки нефтепродуктов.

Это гибкие трубопроводы, предназначенные для транспортировки различных жидкостей, таких как топливо, технические жидкости, кислоты и вода.

Существует множество типов рукавов в зависимости от исполнения силового каркаса: навивочной, оплеточной, прокладочной конструкции и особняком стоят рукава и шланги на их основе имеющие круглотканый бесшовный каркас равнопрочность которого дает особые эксплуатационные преимущества.

Ярким представителем оплеточной конструкции являются рукава выпускаемые по ГОСТ 10362–76 (производятся как дорновым, так и бездорновым способом). Обладают хорошей гибкостью и устойчивостью к агрессивным веществам. Достаточно универсальны — они применяются для подачи топлива, технических жидкостей, кислот и воды и т.д.

Наибольшее распространение среди представителей навивочной конструкции с текстильным каркасом получили рукава по ГОСТ 18698–79 и используются для перекачки различных веществ, пара, газов и сыпучих материалов. Данный тип рукавов имеет деление на группы применяемости что позволяет достигать наилучших результатов по наработке в контакте с определенными типами перекачиваемой среды. В особую группу выделены рукава высокого давления (РВД) оплеточной конструкции с металлическими оплетками, например ГОСТ 6286-2017.

Основным стандартом для рукавов на основе круглотканого каркаса является ГОСТ Р 58714-2019 — этот национальный стандарт устанавливает общие технические условия для трубопроводов из гибких плоскосворачиваемых рукавов, предназначенных для временной транспортировки нефти, нефтепродуктов и других жидкостей. Изготавливаются такие рукава и по ТУ 2557-001-11104843-2012. Данное техническое условие расширяет номенклатурный перечень плоскосворачиваемых рукавов и привносит модели для транспортировки абразивных материалов как в виде пульпы и шламов, так и сухих сыпучих материалов, различных рассолов и .т.п.

2. Напорно-всасывающие рукава для перекачки нефтепродуктов

Это специализированные шланги, предназначенные для перемещения жидкостей или сыпучих материалов из одного места в другое. Они обладают высокой прочностью, стойкостью к износу и способностью выдерживать различные условия эксплуатации. Неоспоримым преимуществом является их способность сохранять геометрию сечения благодаря армированию металлической или пластиковой спиралью. Этот же элемент несет и определенные ограничения в эксплуатации и транспортировке — нарушение радиуса изгиба приводит либо к полному выходу рукава из строй, либо невозможности его дальнейшей эксплуатации во всасывающем режиме. За счет применения армирующей спирали зачастую имеет гофрированную поверхность.

В зависимости от применяемых материалов выпускают маслобензостойкие, абразивостойкие, кислото-щелочестойкие, пищевые и прочие типы рукавов.

Массовое распространение получили напорно-всасывающие рукава на основе таких материалов как:

  1. Рукава из резины на основе синтетических каучуков — обладают высокой износостойкостью и прочностью, подходят для использования в условиях повышенной нагрузки. Бесспорным лидером в нашей стране по распространенности являются изделия выпущенные по ГОСТ 5398-76 — они являются разумным компромиссом между ценой и эксплуатационными качествами.

  2. Рукава из ПВХ — прочные и устойчивые к износу, могут быть армированы как металлической, так и пластиковой спиралью для повышения прочности и устойчивости к давлению. Несмотря на некоторые ограничения в применимости не отстают по популярности от резиновых благодаря зачастую более низкой цене.

  3. Рукава из ТПУ — изготавливаются с использованием специального термопластичного полиуретана относящегося как и резина к группе эластомеров. Значительно превосходит предыдущие два типа по химической стойкости, абразивостойкости, обладает почти недостижимой для них планкой нижнего порога температур в (от -60 ℃) и уступает лишь некоторым из них в верхнем диапазоне рабочих (до +80 ℃).

При выборе напорно-всасывающего рукава необходимо учитывать конкретные условия эксплуатации, требования к перекачиваемой жидкости или материалу, а также диаметры и длины рукавов.

Рукава для перекачки авиатоплива выпускаются как в напорном, так и в напорно-всасывающем исполнении.

Должны быть маслобензостойкими, изготавливаются из высококачественных материалов, чтобы выдерживать воздействие агрессивных сред и обеспечивать безопасность при работе с топливом.

Существует несколько типов рукавов для перекачки авиатоплива по применяемости:

  1. Перегрузочные рукава: используются для наполнения и слива цистерн, а также для перекачки топлива между местами хранения.

  2. Раздаточные рукава: применяются на автозаправочных станциях и рассчитаны на работу в системе до 20 бар. Они используются на топливных колонках.

  3. Универсальные рукава: имеют небольшой диаметр и применяются в системах с давлением, не превышающим 40 бар.

При выборе рукава для перекачки авиатоплива важно учитывать особенности работы, требования к безопасности и характеристики самого топлива.

Заключение

Рукава для шланголиний являются важным элементом в процессе перекачки топлива. Они обеспечивают герметичность и надёжность системы, а также защищают топливо от внешних воздействий.

При выборе рукавов необходимо учитывать такие факторы, как давление, температура, агрессивность среды и другие параметры, режим перекачки. Важно выбирать качественные рукава от проверенных производителей, чтобы обеспечить долговечность и безопасность работы системы.