Рукава для шланголиний являются важным элементом как внутри систем передачи топлива, так и при перекачке между элементами этих систем. Они обеспечивают надёжное и безопасное соединение между различными компонентами: транспортные средства всех типов, резервуарные парки постоянного и временного хранения хранения топлива (в т.ч. буферные емкости и полевые склады горючего), насосно-перекачивающие системы, узлы очистки и учета В этой статье мы рассмотрим основные типы рукавов для шланголиний, их характеристики и применение.
Особенности шлангов для нефтепродуктов
Рукава для перекачки нефтепродуктов должны быть изготовлены из специальных материалов, устойчивых к воздействию агрессивных сред и способных выдерживать высокое давление. Внутренний слой может изготавливаться из различных полимеров, компаундов и композиционных материалов на их основе (маслобензостойких синтетических каучуков, полиуретана, прочих эластомеров которые обладают устойчивостью к воздействию продуктов нефтепереработки, таких как бензин, минеральные масла, дизель и антифриз).
Выделяют и рукава специального назначения, например рукава для авиатоплива — разработаны для подачи авиационного топлива под давлением. Они имеют внутренний слой из маслобензостойкой резины или полиуретана, высокопрочное армирование из синтетических волокон и стальной проволоки, а также полимерный токопроводящий слой или оснащаются медными проводниками для сброса статики на заземляющие элементы. Наружный слой — антистатическое и огнестойкое покрытие.
В зависимости от конкретных условий эксплуатации выбирают соответствующие типы рукавов:
-
Напорные рукава — предназначены для подачи нефтепродуктов под избыточным давлением.
-
Напорно-всасывающие рукава — используются для перекачки нефтепродуктов как под избыточным давлением, так и в во всасывающих системах с разряжением вплоть до 0,9 бар. Отличительной особенностью является наличие металлической или полимерной армирующей спирали.
Номинальное рабочее давление и номинальный рабочий диаметр подбираются исходя из требований к производительности шланголинии.
Преимущества шлангов для перекачки нефтепродуктов
Шланги для перекачки нефтепродуктов обладают рядом преимуществ, которые делают их удобными в использовании:
-
Легкость подключения и отключения. Благодаря специальным быстроразъёмным соединениям (БРС), таким как гидравлические или пневматические БРС, можно быстро и надёжно подсоединить или отсоединить рукав к оборудованию или трубопроводу.
Быстроразъёмные соединения обеспечивают герметичность и надёжность соединения, что особенно важно при работе с горючими и взрывоопасными веществами. Кроме того, использование БРС позволяет значительно сократить время на монтаж и демонтаж шлангов, что повышает эффективность работы и снижает риск возникновения аварийных ситуаций.
-
Устойчивость к агрессивной среде. Внутренний слой шланга изготовлен из специального материала, который способен выдерживать воздействие продуктов нефтепереработки, таких как бензин, минеральные масла, дизель и антифриз.
Это обеспечивает долговечность и надежность шлангов в процессе эксплуатации, а также предотвращает коррозию и износ внутренних элементов. Устойчивость к агрессивной среде делает шланги идеальным выбором для транспортировки и перекачки различных видов топлива, обеспечивая безопасность и эффективность работы.
-
Наличие элементов сброса статического заряда. Наличие токопроводящего слоя и/или токосъемных стренг обеспечивает равномерное распределение заряда и предотвращает точечное накопление статического электричества на поверхности шланга и сброс его на заземляющие элементы систем. Это обеспечивает безопасность и стабильность работы системы, предотвращая возникновение искр и возможность возгорания. Использование шлангов с антистатическим слоем особенно актуально при работе с легковоспламеняющимися жидкостями, такими как бензин, дизельное топливо и другие виды нефтепродуктов. Таким образом, применение антистатических шлангов обеспечивает дополнительную защиту и повышает уровень безопасности при перекачке и хранении нефтепродуктов.
-
Простота замены. В случае износа или повреждения шланга его можно легко заменить, не прибегая к сложным ремонтным работам или замене всей системы трубопроводов. Благодаря использованию быстроразъёмных соединений (БРС) и других соединительных элементов, замена шланга происходит быстро и без дополнительных затрат. Это позволяет существенно сократить время простоя оборудования и повысить общую эффективность работы системы перекачки топлива.
Типы рукавов для перекачки нефтепродуктов
-
Напорные рукава для перекачки нефтепродуктов.
Это гибкие трубопроводы, предназначенные для транспортировки различных жидкостей, таких как топливо, технические жидкости, кислоты и вода.
Существует множество типов рукавов в зависимости от исполнения силового каркаса: навивочной, оплеточной, прокладочной конструкции и особняком стоят рукава и шланги на их основе имеющие круглотканый бесшовный каркас равнопрочность которого дает особые эксплуатационные преимущества.
Ярким представителем оплеточной конструкции являются рукава выпускаемые по ГОСТ 10362–76 (производятся как дорновым, так и бездорновым способом). Обладают хорошей гибкостью и устойчивостью к агрессивным веществам. Достаточно универсальны — они применяются для подачи топлива, технических жидкостей, кислот и воды и т.д.
Наибольшее распространение среди представителей навивочной конструкции с текстильным каркасом получили рукава по ГОСТ 18698–79 и используются для перекачки различных веществ, пара, газов и сыпучих материалов. Данный тип рукавов имеет деление на группы применяемости что позволяет достигать наилучших результатов по наработке в контакте с определенными типами перекачиваемой среды. В особую группу выделены рукава высокого давления (РВД) оплеточной конструкции с металлическими оплетками, например ГОСТ 6286-2017.
Основным стандартом для рукавов на основе круглотканого каркаса является ГОСТ Р 58714-2019 — этот национальный стандарт устанавливает общие технические условия для трубопроводов из гибких плоскосворачиваемых рукавов, предназначенных для временной транспортировки нефти, нефтепродуктов и других жидкостей. Изготавливаются такие рукава и по ТУ 2557-001-11104843-2012. Данное техническое условие расширяет номенклатурный перечень плоскосворачиваемых рукавов и привносит модели для транспортировки абразивных материалов как в виде пульпы и шламов, так и сухих сыпучих материалов, различных рассолов и .т.п.
2. Напорно-всасывающие рукава для перекачки нефтепродуктов
Это специализированные шланги, предназначенные для перемещения жидкостей или сыпучих материалов из одного места в другое. Они обладают высокой прочностью, стойкостью к износу и способностью выдерживать различные условия эксплуатации. Неоспоримым преимуществом является их способность сохранять геометрию сечения благодаря армированию металлической или пластиковой спиралью. Этот же элемент несет и определенные ограничения в эксплуатации и транспортировке — нарушение радиуса изгиба приводит либо к полному выходу рукава из строй, либо невозможности его дальнейшей эксплуатации во всасывающем режиме. За счет применения армирующей спирали зачастую имеет гофрированную поверхность.
В зависимости от применяемых материалов выпускают маслобензостойкие, абразивостойкие, кислото-щелочестойкие, пищевые и прочие типы рукавов.
Массовое распространение получили напорно-всасывающие рукава на основе таких материалов как:
-
Рукава из резины на основе синтетических каучуков — обладают высокой износостойкостью и прочностью, подходят для использования в условиях повышенной нагрузки. Бесспорным лидером в нашей стране по распространенности являются изделия выпущенные по ГОСТ 5398-76 — они являются разумным компромиссом между ценой и эксплуатационными качествами.
-
Рукава из ПВХ — прочные и устойчивые к износу, могут быть армированы как металлической, так и пластиковой спиралью для повышения прочности и устойчивости к давлению. Несмотря на некоторые ограничения в применимости не отстают по популярности от резиновых благодаря зачастую более низкой цене.
-
Рукава из ТПУ — изготавливаются с использованием специального термопластичного полиуретана относящегося как и резина к группе эластомеров. Значительно превосходит предыдущие два типа по химической стойкости, абразивостойкости, обладает почти недостижимой для них планкой нижнего порога температур в (от -60 ℃) и уступает лишь некоторым из них в верхнем диапазоне рабочих (до +80 ℃).
При выборе напорно-всасывающего рукава необходимо учитывать конкретные условия эксплуатации, требования к перекачиваемой жидкости или материалу, а также диаметры и длины рукавов.
Рукава для перекачки авиатоплива выпускаются как в напорном, так и в напорно-всасывающем исполнении.
Должны быть маслобензостойкими, изготавливаются из высококачественных материалов, чтобы выдерживать воздействие агрессивных сред и обеспечивать безопасность при работе с топливом.
Существует несколько типов рукавов для перекачки авиатоплива по применяемости:
-
Перегрузочные рукава: используются для наполнения и слива цистерн, а также для перекачки топлива между местами хранения.
-
Раздаточные рукава: применяются на автозаправочных станциях и рассчитаны на работу в системе до 20 бар. Они используются на топливных колонках.
-
Универсальные рукава: имеют небольшой диаметр и применяются в системах с давлением, не превышающим 40 бар.
При выборе рукава для перекачки авиатоплива важно учитывать особенности работы, требования к безопасности и характеристики самого топлива.
Заключение
Рукава для шланголиний являются важным элементом в процессе перекачки топлива. Они обеспечивают герметичность и надёжность системы, а также защищают топливо от внешних воздействий.
При выборе рукавов необходимо учитывать такие факторы, как давление, температура, агрессивность среды и другие параметры, режим перекачки. Важно выбирать качественные рукава от проверенных производителей, чтобы обеспечить долговечность и безопасность работы системы.