Уходящий кэшбэк

Уходящий кэшбэк

Уходящий кэшбэк

Снижение эквайринговой комиссии не повысило онлайн-продажи

Газета «Коммерсантъ» №81 от 08.05.2020, стр. 6

Прошло больше двух недель с тех пор, как Банк России ограничил эквайринговую комиссию в интернет-торговле. Предполагалось, что ее снижение будет компенсировано ростом объемов продаж. Однако банки этого не наблюдают, отмечая всплески лишь по отдельным категориям. Зато они обращают внимание, что до конечного потребителя снижение комиссии не дошло, скорее наоборот — в ответ на снижение доходов банкиры просто отменили кэшбэки.

С 15 апреля Банк России ограничил эквайринговую комиссию, которую банки могут брать с интернет-магазинов при онлайн-покупках, до 30 сентября она не будет превышать 1%. При этом в банках не наблюдают заметного роста активности по широкому спектру товаров, выделяя лишь отдельные категории. В ВТБ отмечают, что рост онлайн-торговли во второй половине апреля в целом оказался ниже, чем в первой половине апреля, хотя и выше, чем в конце марта.

В Газпромбанке подсчитали, что в апреле по сравнению с мартом рост доли интернет-торговли в общем объеме покупок составил всего 4 процентных пункта, дойдя до 22%. «Клиенты перераспределили свое потребление, увеличив долю покупок в супермаркетах и аптеках»,— отметили в банке.

По подсчетам банка «Русский стандарт», за последние две недели апреля наибольший рост среди оплаченных картами товаров показала одежда. Рост интернет-продаж в этой категории составил 38% по сравнению с первыми двумя неделями апреля. Продажа товаров повседневного спроса выросла на 30%, а бытовой техники, электроники и средств связи — лишь на 8%. В ВТБ также отметили рост продаж одежды. «В этом случае, скорее всего, сыграли свою роль сезонность и отсутствие альтернативы онлайну — торговые центры закрыты»,— пояснили в банке. По словам гендиректора процессинговой компании «Мультикарта» Кирилла Свириденко, «у наших банков-клиентов наблюдается снижение количества трансакций в пределах 20% в интернет-магазинах, продающих электронику (телевизоры, радио, стереосистемы) и смартфоны, но заметен рост спроса на крупную бытовую технику (холодильники, стиральные машины, пылесосы и т. д.) — на 17%».

Банкиры утверждают, что ограничение эквайринговой комиссии не повлияло на спрос в интернет-магазинах.

«Снижение издержек по безналичным операциям, очевидно, не было транслировано в цены товаров, а значит, не создало дополнительной мотивации у людей покупать больше. Даже если это будет происходить, вряд ли скидка в 1% является сильным резоном для покупателей увеличивать траты»,— пояснили в ВТБ. В Газпромбанке согласны, что в части эквайрингового обслуживания организаций изменение тарифов не привело к изменению структуры оборотов или их динамике, так как эти тарифные корректировки не повлияли на цены предприятий и, как следствие, затраты их клиентов.

Более того, для клиентов интернет-магазинов ситуация ухудшилась. «Регулятор, значимо уменьшив эквайринговую комиссию, пошел навстречу конечным потребителям для снижения цен в интернет-торговле. Вслед за регулятором значения межбанковских комиссий снизили платежные системы. В данных условиях банк вынужден отменить начисление кэшбэка за такие операции»,— указывают в Газпромбанке.

Сами банки пока потеряли немного. Как заметил директор департамента эквайринга банка «Открытие» Александр Дынин, «доходы эквайера не изменились, а комиссионные эмитента пока снизились на пренебрежимо малую величину».

Кроме того, добавляет президент АКИТ Артема Соколова, корректировка комиссии не распространяется на инфраструктуру интернет-торговли, то есть компания не получает пониженный тариф, если оплата производится при курьерской доставке или в пункте выдачи заказов, которая сейчас превышает 70%. Под корректировку также не попали товары для дома, спорттовары, книги, автозапчасти, меховые изделия, мебель, а в электронике и бытовой технике стоит ограничение в 20 тыс. руб., отмечает господин Соколов.

Однако прогнозы у банкиров также не самые оптимистичные. По их словам, в целом в эквайринге ситуация сложная из-за снижения покупательской активности в офлайн-торговле вследствие введения ограничительных мер по борьбе с коронавирусом. Да и на онлайн-торговлю большой надежды нет, поскольку рост отмечается в основном в тех категориях, в которых введены ограничения по комиссиям, а значит, доход минимальный.

Максим Буйлов